1 марта 2013 года на страницах газеты — «Таганрогская правда» опубликована статья Екатерины Вовк о симфо-рок группе «ESSE» и созданных группой фэнтези рок-опере и фильме-мюзикле «Дорога без возврата».
(В этой статье читателя ждет большое интервью с автором рок-оперы — Евгением Прониным, новости и планы, информация о творчестве и многое другое).
В 2006 году в Ростове-на-Дону появилась симфо-рок-группа ESSE, поставившая перед собой цель — создать рок-оперу по мотивам известной фэнтези-саги о ведьмаке Геральте польского писателя-фантаста Анджея Сапковского. Спустя четыре года артисты представили зрителю сценическую постановку рок-оперы под названием «Дорога без возврата», параллельно начав работу над съемками одноименного фильма-мюзикла. Сначала видеоверсии рок-оперы появились в 14 выпусках популярного журнала «Мир фантастики» в качестве приложений. А в конце минувшего года состоялась премьера фильма. Автор музыки и сценария — руководитель группы Евгений Пронин…
«Таганрожцы — особая каста»
— Евгений, поздравляю вас с еще одной творческой победой. Более того, поклонники «металла» знают о существовании «Российской симфо- и опера-металл премии», на соискание которой претендуют лучшие коллективы. И сейчас ваш проект по итогам предварительного голосования занимает второе место. Как родилась идея его создания?
— Симфонический рок и произведения в стиле фэнтези всегда были мне близки. На одном из выступлений в Таганроге популярной тогда группы Satans Death, а это был далекий 1993-й год, мы впервые попытались ввести элементы шоу, выстроив «видеоряд» к представленным композициям. В «Дороге без возврата» можно найти несколько гитарных рифов и музыкальных тем, которые звучали еще в исполнении Satans Death. Так что, по сути, отсчет работе над полноформатным мюзиклом можно вести с 1993 года. Его корни — в Таганроге, хотя в настоящий момент я живу и работаю в Ростове…
— Получается, что в этом году мюзиклу исполняется 20 лет. Как хватило сил и терпения?
— Все дело в желании. Однажды я проснулся ночью и осознал, что если не возьмусь за доведение собранного материала до финала, то идея и музыка умрут. При этом годы работы окажутся потрачены зря. Решение было принято, и уже тогда оставалось только одно — работать!
— А как вы открыли себя как музыкант, композитор, где постигали азы? Ведь по основной профессии вы — врач, мастер массажа, мануальный терапевт…
— Основы я всегда черпал в классике, лучших образцах мирового рока. В Таганрогской музыкальной школе №3, где обучался по классу фортепиано, встретились хорошие учителя. Вероятно, не зря нас водили на концерты классической музыки. Я рос в творческой семье и с рождения был окружен музыкой. Отец играл на бас-гитаре и сам, кстати, создавал электрогитары, усилители и колонки, «педали» и эффекты. Дед играл на гармони, дядя был пианистом. А потом сложилось так, что я поступил в медицинский колледж Таганрога, где и родилась моя первая группа, первая композиция. В 15 лет стал писать музыку,..
— Но рок-опера — это сложная, монументальная и финансово затратная постановка. Как вы нашли единомышленников для воплощения задуманного в жизнь?
— Кто ищет, тот всегда найдет. На самом деле мне очень повезло, поскольку я встретил людей, которые притягивались к идее создания рок-оперы будто к магниту. Безусловно, музыканты ростовской симфо-рок-группы ESSE, с которыми я работаю многие годы, выступили в роли главной творческой силы и запустили механизм в действие. В полной мере репетиционный процесс начался в 2006 году, а премьера мюзикла состоялась 14 ноября 2009 года на сцене областного Дома народного творчества в Ростове-на-Дону. При этом, заметьте, мы все осуществили своими силами, без дополнительной финансовой поддержки.
— Почему в основу легла именно фэнтези-сага «Ведьмак» польского писателя-фантаста Анджея Сапковского?
— Идею взять за основу рок-оперы какую-либо из любимых мной книг подсказала жена Наталья. Мне очень нравится фэнтези как таковое — это в первую очередь философия, но поданная в яркой, интересной форме. Думаю, что только в стилистике фэнтези можно максимально ярко раскрыть и акцентировать образы героев, их характеры, особенности. И опять же только в фэнтези можно использовать различные приемы, позволяющие создавать яркие и динамичные картины мира. Сага Анджея Сапковского — великолепный пример именно такой литературы. Здесь все события неоднозначны, каждый герой имеет свое лицо, харизму, философию и личностный конфликт. Здесь нет положительных или отрицательных героев, и это делает персонажей живыми и настоящими.
— Как первые слушатели восприняли мюзикл?
— Мы не сразу представили мюзикл в той полной версии, которая существует сейчас. Первыми шагами на пути к реализации проекта стали выступления с начальной сценической версией в ростовских клубах. Таким образом, рок-опера росла, совершенствовалась вместе с ее исполнителями и слушателями. В целом мы видели, что реакция была положительной, и полные залы на наших концертах тому наглядное подтверждение. Также радует факт, что очень многие приходят на наши концерты снова и снова.
— Вы привлекали к сотрудничеству ростовские клуб шотландских танцев Tartan Butterfly и ролевые клубы «Венсен» и «Серебряный единорог». Удалось найти Общий творческий язык?
— Да. Более того, участники вышеуказанных коллективов являются полноценными участниками группы ESSE и во многом соавторами сценической постановки оперы, боевых сцен, танцев. Мы изготовили «магические» порталы, специальные микропроцессорные системы управления светом, магические шары.
— Фильм-мюзикл «Дорога без возврата» — это еще и ваша «проба пера» в качестве режиссера и сценариста?
— Поскольку у нас элементарно не было денег на оплату труда профессионалов в этой области, я попытался реализовать свои способности и знания на практике. Помогло увлечение кино. Я всегда слежу за интересными киноновинками и анализирую работу режиссеров.
— Ваша дочь Дарья исполняет в рок-опере и, соответственно, видеоверсии одну из главных ролей. Для девушки в столь юном возрасте -это серьезное испытание. Она сама решила попробовать свои силы или папа помог?
— И то, и другое. Она в полной мере заслужила право исполнять роль Цириллы. Однажды мне срочно нужно было записать несколько композиций, и я попросил Дарью исполнить все женские партии в опере. С этой непростой задачей она успешно справилась. Помогло, безусловно, то, что она закончила музыкальную школу по классам фортепиано и вокал, работала в вокальном ансамбле Sing & Sving, занималась с преподавателями по вокалу. Я также очень благодарен дочери за помощь в организации репетиций, концертов, съемок. Она предложила много идей в сценографии, костюмах, формировании образов героев.
— Жаль, что вы до сих пор не представили рок-оперу в Таганроге…
— Организация концерта подразумевает транспортировку грузовиков с реквизитом, инструментами, аппаратурой. Мы играем только вживую, и для того, чтобы передать все в полной мере, необходимы большая сцена и соответствующее техническое обеспечение. Большая сцена — это большая плата за аренду. Но я не теряю надежды, что своими силами или с помощью спонсоров мы обязательно приедем на гастроли в Таганрог.
— Создание фильма на основе рок-оперы -это значимое событие и колоссальный труд…
— Да, в съемках, кроме состава группы ESSE, участвовали десятки людей, очень помогали родственники, друзья. «Дорога без возврата» предстала перед зрителями именно в том виде, в каком мы и хотели. Фильм снят, на мой взгляд, лучшим видеооператором Ростова, главным видеооператором ГТРК «Дон ТР» Леонидом Ковалевским. С видеомонтажом и спецэффектами очень помогла Алена Киселева из ТРК «Южный Регион».
— «Дорогу без возврата» кинокритики называют артхаусным кино. Вы согласны?
— В определенном смысле это и есть артхаус, то есть пример авторского некоммерческого кино, кино не для всех.
— Правда, что в ролях снялись сами артисты ESSE?
— Да, в фильме они играют те же роли, что и на сцене при живой постановке мюзикла. Исключение составляют лишь дополнительные персонажи, которых изначально не было в сценической постановке.
— Готова ли CD-версия мюзикла? Где ее можно услышать?
— CD-версии в настоящий момент готовятся к изданию. Запланирован выход большого 12-ди-скового бокса с четырьмя аудиоверсиями на двух CD каждая и тремя видеоверсиями на DVD, а еще DVD-диск с дополнительными материалами. Диски будут снабжены буклетами.
— Как можно подробнее ознакомиться с вашим творчеством, послушать рок-оперу, высказать свое мнение?
— Достаточно просто зайти на сайт группы и рок-оперы http://esse-online.com, где всегда можно бесплатно скачать все материалы рок-оперы, задать вопросы и получить ответы из первых уст.
— И, наконец, что пожелаете таганрожцам?
— Считаю, что таганрожцы — это особая каста. Наших людей всегда видно, и мне бы очень хотелось, чтобы так оставалось всегда. Мечтаю о том, чтобы в будущем любимая Петровская улица время от времени превращалась в эдакий Старый Арбат, где выступали бы различные коллективы. Хочется пожелать родному городу процветания, а всем горожанам — счастья.
Беседовала Екатерина ВОВК.
Анонс этой статьи на официальном сайте газеты «Таганрогская правда»
Как приятно читать!)
Отличная статья. Как будто оглядываешься назад и видишь насколько далеко уже проложена «дорога».
Хотелось бы только знать, что же будет впереди? Будут ли там другие города, новая музыка или что-то еще?
Классная статья!
Присоединяюсь к автору статьи. Поздравляю еще с одной творческой победой!
Спасибо большое!