С оперой, пожалуй, знакомы все. А как насчет рок-оперы? И не говорите что никогда о такой не слышали..
«Дорога без возврата»:
волшебный музыкальный коктейль из магии и любви
С оперой, пожалуй, знакомы все. А как насчет рок-оперы? И не говорите, что никогда о такой не слышали. Просто вспомните знаменитое произведение «Иисус Христос — суперзвезда». Или русскую «Юнону и Авось». Впрочем, теперь можно не оглядываться так далеко назад, Недавно рок-опера была поставлена нашими земляками. Триумф в Ростове уже состоялся. И это только начало.
Основатель группы ЕSSЕ таганрожец Евгений Пронин мечтал о такой постановке очень давно. Еще в 1995 году он задумал создать музыкальное произведение об эльфах, чародеях и тайнах доброй магии. О мире, где добро и справедливость всегда побеждают коварство и эло. Но тогда реализовать замысел у гитариста металл-группы никак не получалось. Вскоре Евгений переехал из родного Таганрога в Ростов и начал работать над проектом. И только три года назад нашлись единомышленники, которые самоотверженно взялись за эту тяжелую работу. В основу проекта было положено известное произведение «Ведьмак» фэнтезийного писателя Анджея Сапковского. Либретто по семитомной саге появилось очень быстро — буквально за неделю. Постановка получила название «Дорога без возврата». «Сапковский – мой любимый писатель. Произведение я перечитывал не один раз, и каждое прочтение открывало передо мной новые горизонты. Передать образы героев, их переживания и мысли за полтора часа музыкального действия, сохранив при этом сюжет, изложенный автором в семи томах, было крайне непросто. Но роман стоил любых усилий. «Ведьмак» — красивое и философское произведение, где практически каждая фраза, сказанная персонажами, наводит на множество размышлений. Таким просто необходимо делиться с людьми», — рассказывает Евгений.
Коллектив ЕSSЕ встретил идею с готовностью, несмотря на всю сложность задачи. Впрочем, группа состоит из профессионалов, самобытных талантов — так что можно браться за любые задачи. Клавишница Клавишница Диана, выпускница Ростовской консерватории, лауреат многих международных конкурсов. Зато Антон Трушик, гитарист, так и не получивший специального музыкального образования. Это абсолютно не мешает музыканту украшать оперу зажигательными гитарными соло. Одна из вокалисток, Людмила, оперная певица. Вторая, Ольга, профессионально занимается джазом. Главное, что объединяет этих совершенно разных людей, искренняя любовь к музыке и полная самоотдача.
Казалось бы, что еще нужно? Но не забывайте, что речь идет об опере. Здесь важно не только музыкальное мастерство, но и наличие у вокалистов настоящего актерского таланта, а также костюмы, декорации и спецэффекты.
Получилось ли у ESSE донести до публики волшебную атмосферу произведения и образы главных героев? Узнать это ростовчане смогли на двухдневной премьере оперы, недавно состоявшейся в одном из клубов нашего города. Результат превзошел все ожидания. В Ростове на удивление много поклонников жанра фэнтези и в частности, произведений Сапковского. Оба вечера выступлений прошли с переполненным залом. Многие из тех, кто пришел на первый концерт, приобрели билеты еще раз и на следующий день посетили оперу повторно.
Мы очень рады, что дебют состоялся. Особенно приятно было увидеть восторженную реакцию зрителей. Стало понятно: то, что мы делаем, действительно нужно людям! Это ли не оценка труда? комментирует Евгений итог премьеры. Что ж, все на самом деле так; одного взгляда на зал было достаточно, чтобы не осталось никаких сомнений. Каждый поворот событий встречался публикой с искренним волнением. Эффектные битвы на мечах и файер-шоу, волнующее похищение и торжественное освобождение маленькой ведьмачки Цириллы, колдовство чародейки Йеннифэр над хрустальным шаром и, конечно, победа добра в конце оперы, все это зрители словно проживали вместе с героями. На время выступления музыкантам удалось полностью захватить сердца зрителей. Персонажи получились красочными и запоминающимися, так что даже людям, не знакомым с произведением, было несложно следить за сюжетом. А сотрудничество группы с ростовским ролевым клубом Венсенн придало действию стопроцентную достоверность кто, как не участники исторических реконструкция смог бы настолько мастерски показать борьбу эльфов с людьми или, например, захватывающий бой в башне злого колдуна?
Отдельного внимания достойна самая юная участница группы, одиннадцатилетняя Даша Пронина, дочка Евгения. Ученица музыкальной школы по классу фортепиано и вокала, она в проекте с самого начала. К работе Даша подошла с максимальным рвением. Все это время она помогала записывать вокальные линии не только для своей героини, но и для других вокалисток. Ей-то и досталась роль Цириллы, принцессы-ведьмачки, которая храбро спасает не только своих близких от гибели,
но папа помог мне войти в образ юной чародейки. У нас вообще вся семья музыкальная, мама играет на фортепиано. Она лучший критик нашего с папой творчества. Поэтому я с самого раннего детства погружена в музыку, и мне это нравится» — рассказывает Даша.
После феерического триумфа советских рок-опер «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» и «Юнона и Авось», в нашей стране мало кто отваживался взяться за этот сложный жанр. А из тех постановок, что все-таки были сделаны, ни одна не смогла повторить даже малой доли успеха названных шедевров. В чем же причина? Евгений объясняет: «У рок-оперы вообще довольно сложное положение, как и у любого произведения, которое заставляет думать, а не просто позволяет отвлечься от быта. Современные произведения такого формата не получают известности. Поэтому жанр непопулярен среди музыкантов. Ведь для того, чтобы сделать постановку, надо вложить в нее очень много и времени, и средств. Но все не так печально, как может показаться. Существует много людей, которые хотят получить от музыки нечто большее, чем легкое развлечение. И это радует. Перспективы есть, главное не сдаваться и продолжать заниматься своим делом».
Группе ESSE и вправду приходится нелегко, все это время творчество коллектива держится на голом энтузиазме. Конечно, это сложно. Занятие творчеством пока не приносит прибыли, скорее, наоборот. Приходится во многом отказывать себе в пользу комплектации группы аппаратурой инструментами. Зато каждый день дарит удовлетворение, когда отмечаешь прогресс в любимом деле. Да, у каждого из нас есть своя личная жизнь, семьи, работа, и музыка отнимает очень много времени. И все же совсем без нее- никак. Управляться помогают близкие, друзья и люди, которые ценят наш труд, а таких немало», рассуждает Пронин.
После дебюта оперы работа над произведением не останавливалась ни на день. Теперь в ближайших планах музыкантов завершение записи полноценного альбома и подготовка к главной премьере постановки. Премьера на большой сцене будет совмещена с презентацией записанного диска. «даже после этого работа незакончится! Я думаю, у нас никогда не будет двух полностью одинаковых концертов, слишком много творческих людей занято в процессе. Мы постоянно что-то совершенствуем и дополняем. Сейчас планируем воспользоваться помощью театрального режиссера, чтобы исправить выявленные на концертах недочеты и подойти к главной премьере во всеоружии. Постановка будет усилена новыми отыгрышами и действиями. К дебюту мы смогли сделать очень многое и останавливаться не собираемся. Это была важная, но лишь очередная ступень. Дальше будет только лучше. И ничто не сможет нам в этом помешать. Ведь каждый из участников вкладывает в работу всю душу» говорит автор постановки.
Что ждет оперу в будущем, покажет время. Но уже сейчас этот по-настоящему волшебный коллектив пользуется любовью зрителей. Ведь так убедительно рассказать трогательную историю о колдовстве и любви могли только те, кто не понаслышке знает о секретах доброго волшебства. Поэтому не удивляйтесь, если после знакомства с оперой в вашей жизни появится место для чего-то неизведанного. Кто знает, может, в ваших жилах тоже есть капля эльфийской крови?
Екатерина ЧУКАРИНА Фото автора и из архива группы
Журнал ProRostov №6 2009 г.
JОбсудить на форуме
«…даже людям, не знакомым с произведением, было несложно следить за сюжетом». Ничего подобного! По-моему, произведение всё ещё нуждается в значительной «чистке». По крайней мере, отдельные места текста однозначно стоит переработать (добавить «благозвучия»).
Мы постоянно «чистим» и наращиваем. Советую Вам поприсутствовать и на будущих концертах. Со времеи первого показав Бас — бочке, как мне кажется, прошла целая жизнь…